Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение …………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы понятия «бюджета»……………………………5
1.1 Понятие и сущность бюджетной обеспеченности…………………………..5
1.2 Особенности бюджетного планирования 8
2 Социально - ориентированный бюджет Сахалинской области……………..11
2.1 Понятие, основные задачи…………………………………………………...11
2.2 Областной бюджет Сахалинской области………………………………….12
Заключение 19
Список использованных источников 22
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы актуальна уже длительное время, так как территория РФ огромна, в ней расположены 85 субъектов федерации, и не каждый субъект способен разобраться с проблемой финансирования региональных расходов за счет собственных средств, даже при условии реализации принципа бюджетного федерализма. Таким образом, бюджетная обеспеченность региона становится одним из основных факторов устойчивого социально-экономического развития региона.
Социальная сфера – важная область человеческих отношений, это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственно связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений. Поэтому ее изучение весьма актуально.
Определение бюджетной обеспеченности трактуется разными авторами по-своему, изучив наиболее популярные трактовки, можно охарактеризовать бюджетную обеспеченность, как стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемую в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. То есть бюджетная обеспеченность субъекта РФ – это возможность субъекта обеспечивать полное финансирование комплекса полномочий, возложенных на конкретный уровень власти через бюджеты соответствующих уровней. Вместе с тем в современной экономической обстановке актуализируется понятие планирование бюджетных расходов на социальную сферу.
Целью работы является анализ бюджетной обеспеченности регионов и планирование бюджетных расходов на социальную сферу посредством следующих задач:
- изучить понятие и сущность бюджетной обеспеченности;
- рассмотреть особенности бюджетного планирования ;
- охарактеризовать понятие, основные задачи социально - ориентированного бюджета Сахалинской области;
- проследить областной бюджет Сахалинской области.
1 Теоретические основы понятия «бюджета»
1.1 Понятие и сущность бюджетной обеспеченности
Понятие «бюджетная обеспеченность» впервые введено в российскую практику бюджетных отношений в 1991 году с принятием Закона «О местном самоуправлении в РСФСР». Но указанный закон лишь предписал рассчитывать среднюю по региону величину бюджетной обеспеченности на одного жителя для установления нормативов отчислений в местные бюджеты.
К настоящему времени существуют различные трактовки понятия «бюджетная обеспеченность» в различных законодательных актах и аналитических материалах государственных органов власти. Обобщив идеи и мнения, можно придерживаться определить его как способность региона обеспечивать через бюджеты всех уровней финансирование полного комплекса полномочий, закрепленных за органами государственной власти, по исполнению гарантированных Конституцией Российской Федерации прав граждан и других субъектов бюджетных отношений.
Повышение бюджетной обеспеченности в регионах способствует выполнению закрепленных функций государственной власти, так и выполнению обязательств перед собственным населением, поэтому должно являться для региональных органов управления главной задачей. Но для этого необходимо сформировать набор индикаторов, способных выявлять механизмы дисбаланса бюджетных процессов, и принимать своевременные управленческие решения для достижения устойчивого экономического роста.
Сложившийся к настоящему времени механизм оценки финансовых позиций региона основан исключительно на анализе состояния банковской сферы и финансового рынка, что не отражает реальную ресурсообеспеченность территории и искажает рейтинг ее социально-экономической динамики. Индикаторы, характеризующие состояние бюджетной системы, в том числе и бюджетную обеспеченность, используются незначительно и хаотично.
Среди современных научных разработок наибольший интерес представляют используемые для оценки финансовой устойчивости и платежеспособности субъектов Федерации. Одна из основополагающих методик определения устойчивости бюджета принадлежит группе авторов под руководством профессора ГБ. Поляка. Данная методика, разработанная в конце 1990-х гг., основывается на объединении таких показателей, как минимальные расходы бюджета, собственные и регулирующие доходы, бюджетная задолженность, в группы по степени устойчивости. Стоит отметить, что данная методика может быть использована при оценке бюджетной обеспеченности, но она не исчерпывает основные показатели, характеризующие состояние бюджетной системы региона и бюджетные отношения.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022)// Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_19702.
2. Бюджет для граждан. К Закону Сахалинской области от 19.12.2019 №124-ЗО «Об областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
3. Приказ Минфина России от 03.12.2010 N 552 (ред. от 30.07.2021) "О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами"// Consultant.ru›document/cons_doc_LAW_126489.
4. Закон Сахалинской области от 19 декабря 2019 г. N 124-ЗО "Об областном бюджете Сахалинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (с изменениями и дополнениями).
5. Закон РФ от 6 июля 1991 г. N 1550-I "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июня, 22 октября 1992 г., 28 апреля 1993 г).
6. Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. ГБ. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 540 с.
7. Методика оценки заявок субъектов РФ на получение средств ФРРФ, утвержденная Межведомственной рабочей группой по работе с займом МБРР на реформирование системы региональных финансов, 2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.budgetrf.ru.
8. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 416 с.