Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена изучению взаимосвязи определенных типов акцентуации характера и успешности изучения иностранного языка.
Актуальность темы определяется тем, что иностранный язык, являясь учебной дисциплиной, значительно отличается от других школьных предметов, потому, возможно, у обучающихся возникают некоторые трудности его изучения. Индивидуальные различия в обучаемости определяются рядом причин как внешнего характера (воспитание, обучение), так и внутреннего, куда относятся врожденные анатомо-физиологические особенности мозга и свойства нервной системы.
К сожалению, жажда обучающихся говорить и знать язык иногда не совпадает с языковой способностью к нему. Сразу же оговоримся, что одни познают язык легко, другие – трудно. Существует и разница в познании языковых составляющих: некоторые быстро набирают слова языка за счет своей памяти, другие очень быстро обучаются чтению, а кому-то легко получается имитировать иностранную речь.
Таким образом, можно предположить, что между определенными личностными особенностями обучающегося и успешностью в изучении иностранного языка существует связь. Предполагается, что наибольшую трудность в изучении иностранного языка имеют ученики, не способные к определенным языковых процессам (лингвистические и экстралингвистические трудности).
Цель работы – изучение взаимосвязи акцентуации характера и успешного изучения иностранного языка.
Задачи исследования:
1) Осуществить анализ литературы по вопросу акцентуации характера;
2) Определить взаимосвязь акцентуации характера и успешного изучения иностранного языка;
3) Разработать опросник и провести опрос;
4) Проанализировать полученные результаты.
Объект исследования - образовательный процесс вуза
Предмет исследования - взаимосвязь акцентуации характера и успешного изучения иностранного языка.
Методологической основой исследования являются:
- принципы системного подхода Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова, В.С.Мерлинова);
- принципы субъектно-деятельностного подхода С.Л.Рубинштейна, А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой-Славской.
Теоретической основой исследования являются теории и модели:
- функциональных систем П.К.Анохина;
- основных свойств нервной системы, как основы индивидуальности Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына;
- трехуровневая модель индивидуальности В.М.Русалова.
В классе системных теорий важную нишу отводят трехуровневой модели индивидуальности [25], позволяющей раскрыть содержание и выделить структурные единицы характера, как динамико-содержательного, центрального свойства индивидуальности.
Исследование проводилось с помощью Google Формы — онлайн-сервиса, создающего форму обратной связи, онлайн-тестирования и опроса.
Гипотеза исследования: эффективность обучения иностранному языку находится во взаимосвязи с определенными типами акцентуаций, способствующих формированию таких психологических особенностей личности как:
- мотивация (интерес; работоспособность; отношение к изучаемому языку);
- (усидчивость), общительность, индивидуально-типологические особенности личности, интеллект, психологическая установка.
Представлена работа в следующей структуре: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и два приложения.
Первая глава исследования посвящена теоретическим основам взаимосвязи акцентуации характера и успешности изучения иностранного языка.
Во второй главе работы рассматриваются практические аспекты взаимосвязи акцентуации характера и успешного изучения иностранного языка.
1. Теоретические основы взаимосвязи акцентуации характера и успешного изучения иностранного языка
1.1. Понятие акцентуации характера
В дальнейшем мы используем следующие определения характера, сформулированное А.В.Либиным: «Характер» от греческого «characte» — черты, признаки, печати, чеканки — совокупность стабильных индивидуальных черт личности, складываемых и проявляемых в работе и общениях, обусловленными типическими для неё способами поведения [22].
Характер может быть представлен рядом подсистем, рассматриваемых в качестве совокупности черт, которые выражают отношение человека к своей работе, к окружающим, к себе. Зная о том, что у этого человека есть определенная особенность характера, можно до некоторого степени предположить, как он поступит в этих или иных обстоятельствах. Зная свои черты характера, сам человек нередко принимает их как своеобразный критерий поведения.
Раскрытие содержания, выделение структурных компонентов характера человека, как центрального, динамико-содержательного свойства индивидуальности трактуется как «темперамент второго порядка», формирующийся как система устойчивых поведенческих стратегий, опирающихся на позитивный и негативный личный опыт в преодолении новых, стрессовых психотравмирующих ситуаций.
Черта характера рассматривается в качестве устойчивого свойства личности, сформированного на основе формально динамических свойств личности, к примеру, выносливость, пластичность, скорость, способы эмоциональной реакции - для достижения максимального эффекта, с минимальной потерей энергоресурсов во время взаимодействия личности с обществом.
Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: скрытую и явную.
При скрытом акцентуировании черты определенных типов характера совсем не выражены, но они могут проявляться ярко под воздействием специфических условий. Проявляемые акценты могут быть различными выражениями - от легкого, заметного только близкому окружению до крайнего варианта, когда нужно задуматься о том, есть ли болезнь – психопатия. Психопатия – болезненное искажение характера (при интеллектуальной сохранности человека), в итоге происходит резкое нарушение взаимоотношения с окружением, психопаты могут быть и социально опасны для окружающих людей.
Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, т.е. это чрезмерно выраженные черты характера, отличается постоянством черт определенного типа характера. Но в отличие от психопатии акцентуации характера с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме.
Акцентуация характера может способствовать развитию психических расстройств и ситуативно связанных с патологическими нарушениями в поведении, неврозов, психозов.
Однако стоит заметить, что акцент характера не может быть отождествлен с понятием психологической патологии. У условно нормальных, «средних» людей и акцентированных личностей нет никакой границы.
Выявить акцентуированные в коллективе личности необходимо для выработки к ним индивидуального подхода, профессиональной ориентации, закрепить для них определенный круг задач, с которым они могут справиться лучше остальных в силу их психологического потенциала.
В 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом впервые официально закреплен термин «акцентуация».
К. Леонгард разработал широко известную классификацию акцентуированных личностей.
Помимо этого, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера знаменитого отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора А. Е. Личко (1926–1994) [12]. Хотя есть различия, но тот и другой подход сохраняет общий смысл акцентуации. В самых лаконичных формах акцентуацию можно назвать дисгармоническим развитием характера и сильным выражением отдельных черт характера, что мешает адаптации личности в определенных специфичных условиях. В то же время важно отметить, что адаптационная затрудненность личности в определенных конкретных ситуациях может совпадать с хорошими возможностями социального адаптирования в иных ситуациях [1].
Очень продуктивна концепция К. Леонгарда о разработке идей об индивидуальном и психологическом содержании характера, о постоянном и развивающемся характере биологического заданного свойства, о приспособительных механизмах формирования характерных черт, о возможности использования измерительных процедур и эмпирической разработке проблемы [12].
Классификация К.Леонгарда представлена в структуре десятью основными чертами характера. Степень выраженности каждой из десяти черт, согласованность с другими чертами создает профиль характера.
Особая ценность теории К.Леонгарда заключается в разработке проблемы нормальной и акцентированной черты. Впервые характер индивида рассматривается:
- не «извне»;
- через призму ролей и отношений;
- данная модель позволяет выделять те индивидуальные особенности, развитие которые детерминируется «внутри» биологически заданным свойством, закрепляя их в специфических паттернах поведения – комплексе совместных черт, позволяя индивиду актуализировать себя в обществе определенным способом.
Особенность модели А.Е. Личко заключается в соответствии типов акцентуации с видами психопатологии - патологии характера. Такой подход приводит к тому, что характерные черты могут сформироваться до крайней нормы, которая граничит с нарушениями человеческой природы. Впрочем, А.Е.Личко подчеркнул, что, даже при крайнем проявлении, акцентуацию характера, даже если это определено у подростка, то это и относится к взрослому, никогда нельзя диагностировать как признак психиатрии.
Ярко выраженные акценты отличаются наличием особенностей определенного вида характера, не препятствующих удовлетворительному адаптационному процессу. При этом нарушение поведения происходит только в эпизодическом порядке, в состоянии травмы или стресса. Говорить о психопатическом нарушении характера, можно только с двумя следующими признаками:
- если характерные отклонения относительно устойчивы в течении времени и выражаются в поведении в любой обстановке;
- если у подростка появляются признаки социального дезадаптирования - неспособность активного привыкания к социальной среде, и в результате этого постоянно появляются жизненные проблемы, которые преодолеть или невозможно, или они сопряжены с большой нервной и психической нагрузкой и моральной издержкой.
В связи с таким признаком, как стабильность психопатологических черт характера, А.Е. Личко акцентирует внимание на трех обстоятельствах.
Первое. Прежде всего, подростковый возраст является критическим периодом психопатии.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. – М.: Психотерапия, 2006. – 288 с.
2. Березина Л.В. К вопросу о развитии познавательной активности студентов неязыковых факультетов при обучении русскому языку // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. 2012. № 3. С. 28–33.
3. Габура, Е. И. Why do the English language skills of applicants deteriorate every year? / Е. И. Габура, Н. Г. Чистякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79140/ (дата обращения: 19.04.2022).
4. Gardner R., Lambert W. Attitudes and Motivation in Second-Language Learning. https://www.researchgate.net/publication/34260353_Attitudes_and_Motivation_in_Second-Language_Learning
5. Галыгин В.Ф. Психологический барьер и профессиональная адаптация к автоматизированным системам управления http://childpsy.ru/dissertations/18231/?
6. Зотова И. В., Умарова А. Особенности формирования межличностных отношений детей дошкольного возраста со сверстниками // Проблемы Науки. 2017. №14 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey-doshkolnogo-vozrasta-so-sverstnikami (дата обращения: 19.04.2022).
7. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учеб. пособие
https://www.booksite.ru/fulltext/kitaigorodskay/text.pdf?ysclid=l25kvgc6pm
8. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд./ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – 960с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
9. Коновалова О. В. Проблематика изучения английского языка // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. — 2016. — С. 221–223.
10. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.А. Межличностное общение. Учебник для вузов https://do-portal.ksla.kg/wp-content/uploads/2018/10/Mezhlichnostnoe_obshenie_Kunicyna-VN.pdf
11. Кускеева М. О. Акцентуация характера // Евразийский научный журнал. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktsentuatsiya-haraktera (дата обращения: 19.04.2022).
12. Леонгард К. Акцентуированные личности. https://akravchenko.ru/uploads/Publikacii/leongard.pdf
13. Лейтес Натан Семенович – Ученый и Учитель. Проблема индивидуальных различий и одаренности: современный взгляд. Материалы Круглого стола памяти Н.С. Лейтеса. ПИ РАО 22 апреля 2014 г. / Ред. Н.Л. Карпова, комп. ред. Е.С. Семенюкова. – М.: ПИ РАО, 2014. – 102 с.
14. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО). — СПб.: Речь, 2013. — 251 с.
15. Личко А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера http://www.psychiatry.ru/lib/1/book/55/chapter/22?
16. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. ZaikaMetod.pdf (univer.kharkov.ua)
17. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера. Автореф.канд.дис. https://www.dissercat.com/content/temperamentalnye-osnovy-kharaktera?
18. Манолова О. Н. Индивидуальный характер: Акцентуации и деакцентуации черт // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-harakter-aktsentuatsii-i-deaktsentuatsii-chert-1 (дата обращения: 19.04.2022).
19. Макарова Е.Н. Проблема профессионализма в психолого-акмеологических исследованиях // Экономика образования. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalizma-v-psihologo-akmeologicheskih-issledovaniyah (дата обращения: 19.04.2022).
20. Мотайло Л. А. Психологические аспекты изучения иностранного языка // Современные технологии обучения иностранным языкам. — 2018. — С. 85–88.
21. Муравская О. Н. Некоторые психологические аспекты в изучении иностранного языка // Актуальные проблемы современной науки. — 2016. — № 3. — С. 125–126.
22. Новиков А. М., Введенский В. Н. Методология исследования стиля в искусстве и науке // Наука. Искусство. Культура. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-issledovaniya-stilya-v-iskusstve-i-nauke (дата обращения: 19.04.2022).
23. Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей в отношениях со сверстниками у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. http://childpsy.ru/dissertations/19564/?
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2010. — 713 с.
25. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). https://inlnk.ru/agmlKj
26. Русалов В. М., Манолова О. Н. Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер» // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/batareynyy-test-oprosnik-temperament-harakter-1 (дата обращения: 19.04.2022).
27. Семёнов И. Н. Акмеологические аспекты психологии творчества и индивидуальных различий выдающихся личностей в наследии Б. М. Теплова (к 120-летию со дня рождения) // Акмеология. 2016. №4 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-aspekty-psihologii-tvorchestva-i-individualnyh-razlichiy-vydayuschihsya-lichnostey-v-nasledii-b-m-teplova-k-120-letiyu (дата обращения: 19.04.2022).
28. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах). М.: Академия, 2005. 128 с.
29. Хусаенова, Г. А. Психологические предпосылки изучения иностранного языка / Г. А. Хусаенова, А. З. Минахметова. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 3 (29). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5334/ (дата обращения: 03.04.2022).
30. Шепеленко Т.М. Психологические аспекты изучения иностранных языков // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-izucheniya-inostrannyh-yazykov (дата обращения: 04.04.2022).
31. Шишкина С.А. Концептуализация эмоции интереса в русском языке // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 8. С. 22–25.